|
|||
|
|||
|
Минуло
три года со времени принятия новой Конституции России. Закрепленные в ней
принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации получают
дальнейшее развитие в федеральном законодательстве, в конституциях и уставах
субъектов Федерации и их законодательстве, что должно обеспечить постепенное
реформирование системы государственного устройства Российской Федерации
на принципах демократии и народовластия. Первым шагом в этом направлении
стало принятие в августе 1995 года Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разработка проекта закона началась еще в марте 1994 года в Министерстве
по делам национальностей и региональной политики. В мае того же года была
создана объединенная рабочая группа из представителей Федерального Собрания,
Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств,
научных учреждений и общественных организаций, которая продолжила работу
над проектом. На заседании Правительства Российской Федерации 7 июля 1994
года отмечалось: "...Этот закон является одним из базовых и наиболее важных
законов в государственно-правовой реформе, начатой с принятием новой Конституции,
так как от него зависит в значительной степени создание эффективной системы
власти на местном уровне. На сегодня вопрос о системе местного самоуправления
не только вопрос об эффективности работы местных органов власти, а и вопрос
о политической стабильности в стране...".
22 декабря 1994 г. за подписью Президента Российской Федерации проект закона,
разработанный объединенной группой, был внесен в Государственную Думу.
Параллельно с подготовкой указанного проекта, рядом депутатов Комитета
под руководством заместителя председателя Комитета И.В.Муравьева на рассмотрение
Государственной Думы был внесен проект с аналогичным названием. На завершающем
этапе подготовки законопроектов появился еще один проект группы депутатов
(координатор А.А.Долгополов), но самостоятельной роли он не сыграл.
15 марта 1995 г. все три проекта стали предметом рассмотрения Государственной
Думой, которая поддержала в первом чтении проект группы депутатов под руководством
И.В.Муравьева.
Выиграв политическое противостояние с президентским
проектом, депутаты
прекрасно понимали все сложности, которые ожидают их проект при рассмотрении
Советом Федерации и подписании Президентом Российской Федерации, поэтому
от жесткого противостояния сочли целесообразным перейти к максимально возможному
объединению достоинств обоих проектов. Комитетом Государственной Думы по
вопросам местного самоуправления (а дальнейшая работа над проектом сосредоточилась
уже непосредственно в самом Комитете) были рассмотрены целые тома предложений
и поправок к проекту закона, поступавшие как от Президента Российской Федерации,
Правительства, федеральных министерств и ведомств, депутатов Федерального
Собрания, органов государственной власти субъектов Федерации, так и от
органов и должностных лиц местного самоуправления, общественных организаций,
научных институтов, ученых и просто заинтересованных граждан. Всего при
подготовке проекта к второму и третьему чтению было учтено более 2400 замечаний
и предложений, в том числе около 1000 поправок от 87 субъектов законодательной
инициативы. Таким образом, итоговый текст закона, принятый Государственной
Думой, можно с полным основанием считать результатом первого опыта реальной
совместной законодательной работы Государственной Думы и субъектов Российской
Федерации.
Перед окончательным рассмотрением законопроекта в Государственную Думу
поступили обращения законодательных органов Владимирской, Вологодской,
Ивановской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Свердловской, Тверской,
Ярославской областей, других субъектов Российской Федерации о необходимости
скорейшего принятия федерального закона по вопросам установления общих
принципов организации местного самоуправления.
Государственная Дума трижды (!) с поразительным единодушием принимала Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации": в июне - для внесения в Совет Федерации, в июле - в редакции
согласительной комиссии с Советом Федерации, в августе, на внеочередном
заседании - преодолев квалифицированным большинством "вето" Совета Федерации.
Совет Федерации дважды отклонил закон: сначала - по несогласию с отдельными
положениями, с созданием согласительной комиссии; а после успешной работы
собственной согласительной комиссии, единогласно одобрившей согласованный
вариант закона, - отклонил полностью. Однако 28 августа 1995 г. Президент
подписал закон, направленный ему Государственной Думой после преодоления
"вето" Совета Федерации.
Столь длительный путь от проекта до Закона объясняется очень жестким противостоянием
сторонников и противников местного самоуправления как в субъектах Федерации,
так и в Правительстве, Совете Федерации, Администрации Президента.
С
1 сентября 1995г. (дата опубликования в "Российской газете") Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" вступил в действие.
Основная задача, решаемая данным законом, - обеспечение САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(главное для закона слово!) местного самоуправления, гарантированной Конституцией
Российской Федерации. Это достигается через:
Таким образом, Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - это не только и не столько закон о самостоятельности местной власти (хотя это, безусловно, важнейшее условие), это закон о реальных механизмах осуществления народовластия в России. Он устанавливает порядок реализации прав граждан на местное самоуправление, предоставляет населению широкую свободу в выборе форм его осуществления, определения структуры органов местного самоуправления. В законе четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти и установлены обязательные прямые выборы населением органов местного самоуправления.
- право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и самостоятельность этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти), реализующей, как правило, интересы государства "вообще" - то есть ориентирование органов местного самоуправления прежде всего на интересы населения, их избравшего;
- способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения (законодательное наделение необходимой для этого неотъемлемой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями);
- возможность населения и его органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, - то есть наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться.
Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):
- создание законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
- создание организационных структур местного самоуправления;
- проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Но прописать все в деталях Федеральный закон не может, да и не должен, так как Конституция Российской Федерации предусматривает, что установление общих принципов организации местного самоуправления, развивающих конституционные положения о местном самоуправлении, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Ряд наиболее крупных "блоков" вопросов должны быть разрешены в федеральном законодательстве - это прежде всего вопросы, которые трудно решаются на уровне области, республики: собственность, земля, финансы, урегулирование конфликтов между местным самоуправлением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (первый шаг в этом направлении сделан законодателем в новом Гражданском Кодексе, где впервые субъектом гражданских отношений наряду с Российской Федерацией и субъектами Федерации выступают и муниципальные образования).
- на федеральном уровне - органами государственной власти Российской Федерации;
- на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
- на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований и созданными им органами местного самоуправления